Екатерина I. Простолюдинка на российском троне

«Не знаю ни одной женщины, которая, будучи столь незнатного происхождения, достигла бы такого высокого положения благодаря лишь своему уму и обаянию», – писал французский посол при русском дворе. Действительно, судьба Марты Скавронской, ставшей императрицей Екатериной I, напоминала сказку о Золушке, только вместо хрустальной туфельки была солдатская портянка.

Из лифляндской грязи в петербургские князи

Дочь литовского крестьянина, служанка в доме пастора, прачка в русском военном лагере – таковы первые ступени её восхождения. Плен при взятии Мариенбурга русскими войсками казался трагедией, но судьба распорядилась иначе.

«А хороша баба!» – эти слова Петра I, увидевшего статную служанку в доме Меншикова, изменили историю России. Царь, привыкший все делать основательно, разглядел в простой женщине нечто большее, чем телесную красоту.

Тайна её влияния

«Чем она его приворожила?» – шептались в теремах родовитые боярыни. А секрет был прост: Екатерина умела успокаивать грозного царя в минуты его страшных припадков гнева. Когда все бежали от разъяренного Петра, она смело входила в его покои.

«Петрушенька, душа моя…» – и гнев царя утихал. Она не спорила с ним, не поучала, но умела незаметно направить его мысли в нужное русло. «Умна не книжной мудростью, а природным умом», – говорили о ней современники.

Походная императрица

Солдаты любили её. Еще бы – в походах она не чуралась простой пищи, могла перевязать раненого, утешить умирающего. В турецкой кампании 1711 года, когда русская армия оказалась в окружении, Екатерина отдала все свои драгоценности на подкуп турецкого визиря.

«Мать солдатская» – это прозвище прилипло к ней навсегда. Даже став императрицей, она не забывала тех, с кем делила тяготы походной жизни.

Венценосная чета

Тайное венчание с Петром в 1707 году, публичное – в 1712-м. В 1724 году – торжественная коронация в Успенском соборе. Первая женщина-императрица в русской истории! Екатерина стала не просто женой царя, но его соправительницей.

«Друг мой сердешнинькой» – так начинал Петр письма к ней. Она сопровождала его в поездках, присутствовала на заседаниях Сената, знала все государственные тайны. При этом оставалась любящей матерью: у них с Петром было одиннадцать детей, хотя выжили только две дочери.

Наследница великого мужа

Смерть Петра в январе 1725 года поставила страну на грань гражданской войны. Старая знать хотела видеть на престоле внука Петра, малолетнего Петра Алексеевича. Но гвардия поддержала Екатерину.

«Матушка наша! Мы тебя защитим!» – кричали солдаты Преображенского полка. Их штыки решили дело: Екатерина стала полновластной императрицей.

Время науки и просвещения

Несмотря на краткость правления, Екатерина успела сделать немало. Главным её деянием стало открытие Академии наук – детища, задуманного еще Петром. Она щедро финансировала научные исследования, приглашала иностранных ученых.

По её указу была снаряжена экспедиция Витуса Беринга, открывшая пролив между Азией и Америкой. При ней началось систематическое изучение природных богатств России.

Тень Меншикова

«Светлейший князь» Александр Данилович Меншиков был её старым другом еще со времен службы в его доме. Теперь он стал фактическим правителем при императрице. «Полудержавный властелин» – так называли его современники.

Екатерина во многом полагалась на его опыт, хотя и понимала его корыстолюбие. «Бери, только меру знай», – говорила она своему фавориту.

Продолжение петровских реформ

При Екатерине реформы мужа не были свернуты. Продолжалось строительство флота, развивалась промышленность, расширялась торговля. Был учрежден Верховный тайный совет – новый орган управления империей.

Особое внимание уделялось развитию Петербурга. Императрица любила новую столицу и много сделала для её благоустройства.

Женская линия престолонаследия

Важнейшим решением Екатерины стало завещание, по которому престол переходил к Петру II, а затем к её дочерям Анне и Елизавете. Так была заложена традиция женского правления в России XVIII века.

Эпилог: Первая среди равных

Скончалась Екатерина I в мае 1727 года. Современники по-разному оценивали её правление, но все признавали: она сумела сохранить петровское наследие в сложнейший период перехода власти.