Хозяйка Студёного моря: Аграфена Суханова, первая купчиха Севера

У причала Архангельска

Июньское солнце едва пробивалось сквозь плотный туман, окутавший архангельскую пристань. Холодный ветер с Двины трепал паруса многочисленных кораблей, пришвартованных у деревянных причалов. Среди привычной суеты портового утра выделялась статная фигура женщины в добротном поморском наряде. Аграфена Суханова, хозяйка торгового дома, внимательно наблюдала за разгрузкой своего корабля, только что вернувшегося из Гамбурга.

«Осторожнее с тюками, ребятушки! – зычно командовала она грузчикам. – В них шёлк веницейский да кружева брабантские. Каждая нитка золотом оплачена!» Иноземные купцы с удивлением взирали на русскую женщину, державшую в своих руках нити обширной торговли. Но для архангелогородцев Аграфена Петровна давно стала живым воплощением поморской удали и купеческой хватки.

Истоки: Дочь Севера

Родилась Аграфена в семье зажиточного помора на рубеже XVII и XVIII веков, когда Пётр Великий прорубал окно в Европу. Но для поморов это окно было распахнуто издавна – они исстари вели торговлю с заморскими странами, не спрашивая на то особого дозволения.

Отец, Пётр Суханов, промышлял морским делом – водил суда к норвежским берегам, торговал рыбой и мехами. С малых лет брал он дочку в свою промысловую избу на берегу, учил разбираться в тонкостях морской торговли. «Гляди, Груша, – говаривал он, – море – оно что пашня. Только плуг здесь – корабль, а семена – товар добрый. Сеешь с умом – пожнёшь с прибытком.»

Девочка впитывала науку жадно. К двенадцати годам уже свободно говорила по-норвежски, научившись языку от заморских шкиперов. К пятнадцати – знала наизусть все мели и фарватеры Белого моря, умела читать морские карты и вести торговые книги.

Замужество: Испытание судьбой

Сватались к ней многие – и местные купцы, и заезжие торговые гости. Но отец выбрал в мужья Ивана Суханова (однофамильца), молодого да удалого корабельщика. «С ним, – рассудил старый помор, – дело наше не пропадёт.»

Три года прожили молодые в любви и согласии. Аграфена помогала мужу в торговых делах, вела конторские книги, принимала иноземных гостей. Родила сына, нареченного Петром в честь деда. Но счастье оборвалось внезапно – корабль Ивана попал в жестокий шторм у норвежских берегов. Ни судно, ни команда не вернулись в родную гавань.

Выбор пути: Вдовья доля

Двадцати лет от роду осталась Аграфена вдовой с младенцем на руках. Но не сломилась, не спряталась за высоким забором, как было принято среди купеческих вдов. На сороковой день после поминок мужа она собрала оставшихся верных приказчиков и объявила: «Дело мужнино продолжать буду. Сама встану у руля.»

Становление: Женщина у штурвала

Поначалу многие сомневались – как может женщина управлять торговым делом? Старые купцы качали головами, конкуренты злорадствовали, ожидая скорого разорения вдовы. Но Аграфена показала характер истинной поморки.

Первым делом она собрала артель корабельных мастеров и заказала новое судно – крепкое, просторное, способное держать путь и в штормовую погоду. Корабль нарекли «Святой Пётр» – в память о деде и сыне. На его строительство ушли все сбережения, но риск оправдался.

«Вы гляньте, бабоньки, – шептались соседки, – Грушка-то наша мужиков за пояс заткнула! Сама товар выбирает, сама цены назначает, с немцами да англичанами речи ведёт без толмача.»

Расцвет: Хозяйка северных морей

К середине XVIII века торговый дом Сухановой стал одним из крупнейших в Архангельске. Её корабли – а их было уже пять – ходили не только в Норвегию и Данию, но и в дальние порты Германии и Голландии. В её амбарах хранились тюки с английским сукном и голландским полотном, бочки с французскими винами и заморскими пряностями.

«Матушка-Аграфена», – уважительно величали её и русские купцы, и иноземные негоцианты. К её слову прислушивались в городской ратуше, её советов искали молодые торговцы. А она, принимая почести, не зазнавалась – помнила науку отцовскую: «Не гордись удачей, а то море обидится.»

Испытание властью: Борьба за правду

Не все складывалось гладко. Столичные чиновники, привыкшие к подношениям, пытались чинить препятствия своенравной купчихе. «Не по чину бабе торговлей заправлять,» – говорили они, требуя особых взяток за разрешение на морской промысел.

Но Аграфена не сдавалась. В 1752 году она отправилась в Санкт-Петербург, добилась аудиенции у самой императрицы Елизаветы Петровны. Государыня, выслушав речь смелой поморки, повелела выдать ей особую грамоту на ведение заморской торговли.

«Вот так, – говорила потом Аграфена своим приказчикам, – не силой, а правдой надобно дело вести. Коли правда на твоей стороне – никакой супостат не страшен.»

Семейное наследие: Воспитание преемника

Сын Пётр рос под стать матери – смышлёный, решительный, с ранних лет постигавший премудрости торгового дела. Аграфена не держала его возле своей юбки, как иные купчихи, а посылала в дальние плавания простым матросом – пусть познает морское дело от основ.

«Помни, сынок, – наставляла она, – богатство не в деньгах, а в добром имени. Деньги что вода – прибывает и убывает, а честное имя купеческое береги пуще зеницы ока.»

Мудрость лет: На вершине успеха

К шестидесяти годам Аграфена Петровна стала настоящей легендой Русского Севера. Её торговый дом вёл дела с купцами из десятка европейских стран. В собственном доме на набережной Двины она устроила первую в городе счётную школу, где юных поморов учили навигации, бухгалтерии и иностранным языкам.

«Не хлебом единым жив человек, – говорила она ученикам. – Море любит грамотных да смышлёных. А наука морская – она что сундук с приданым: чем больше вложишь, тем богаче станешь.»

Забота о крае: Благие дела

Богатство не ожесточило сердце купчихи. На её средства в поморских деревнях строились церкви и школы, устраивались приюты для сирот моряков. Во время неурожая 1761 года она открыла свои амбары для голодающих, раздавала хлеб бесплатно.

В портовых кабаках до сих пор рассказывают легенду о том, как Аграфена Петровна спасла от разорения артель рыбаков. Их судно потонуло в шторм, и заимодавцы требовали расплаты. Купчиха выкупила их долги, а потом помогла построить новый корабль.

«Не оскудеет рука дающего, – любила повторять она. – Море всем дает по трудам и совести. А мы на земле все друг другу помощники.»

Закат жизни: Передача наследия

В последние годы жизни Аграфена Петровна постепенно отошла от дел, передав управление сыну Петру. Но и тогда её дом оставался центром деловой и культурной жизни Архангельска. Здесь собирались купцы обсудить торговые новости, заходили иностранные капитаны, искавшие совета.

Она скончалась тихо, в своём доме на берегу любимой Двины. По преданию, в этот день все корабли в порту приспустили флаги, а колокола поморских церквей звонили до заката.

Наследие: Память народная

История Аграфены Сухановой стала частью поморского эпоса. В долгие зимние вечера в прибрежных деревнях до сих пор рассказывают были о мудрой купчихе, что превзошла в торговом деле многих именитых купцов.

Её пример вдохновлял многих женщин на Русском Севере. Она доказала, что сила характера и деловая хватка не зависят от пола, что женщина может быть успешной в любом деле, если вкладывает в него душу и разум.

Заветы потомкам

И сегодня, глядя на белые паруса в гавани Архангельска, мы вспоминаем Аграфену Суханову – женщину, что открыла новую страницу в истории русского предпринимательства. Её жизнь – пример того, как талант, трудолюбие и честность могут преодолеть любые преграды, как смелость и мудрость помогают достичь, казалось бы, невозможного.