За что боролась Мария Пономарёва с вологодскими купцами?

Рождение мятежного духа

Холодным февральским утром 1840 года в доме вологодского купца Извекова собрались именитые торговцы кружевом. Повод был серьёзный: какая-то крестьянка Мария Пономарёва осмелилась создать артель кружевниц, минуя купеческих посредников.

«Это что же деется, господа?» – возмущался Извеков, потрясая пухлым кулаком. – «Испокон веку мы кружевной торговлей заправляли, а тут баба простая нам перечить вздумала!»

А в это время в небольшой избе на окраине Вологды Мария Пономарёва проводила первое собрание своей артели. Двадцать женщин – все из бедных семей, с мозолистыми руками и усталыми глазами – слушали её с надеждой.

От коклюшек к свободе

История Марии начиналась как у тысяч других вологодских кружевниц. С семи лет села за коклюшки, училась у матери плести знаменитое вологодское кружево. К шестнадцати годам стала лучшей мастерицей в округе.

«За копейки работаем,» – говорила она подругам. – «Купцы наш труд за гроши скупают, а продают втридорога. Почему же мы сами своим трудом распорядиться не можем?»

Идея создать женскую артель пришла не сразу. Сначала Мария начала учить других женщин не только плетению, но и грамоте. «Без грамоты мы всегда в кабале будем,» – убеждала она. – «Надо самим уметь счет вести, цены узнавать, с заказчиками договариваться.»

Первые шаги артели

Начинали с малого. Складывались по копейке, чтобы купить материал. Мария ходила пешком в соседние города, искала прямых заказчиков. Первый успех пришел, когда удалось получить заказ на кружева для приданого купеческой дочери, минуя перекупщиков.

«Видите, сестрицы,» – радовалась Мария, – «можем ведь сами, без купеческой указки! Главное – держаться вместе, друг дружку поддерживать.»

Артельщицы установили свои правила: честный раздел заработка, взаимопомощь в беде, общая касса для покупки материалов. Каждая мастерица получала долю соответственно своему труду.

Борьба за свободный труд

Купцы пытались задушить артель в зародыше. Отказывались продавать нитки и шелк, распускали слухи о «бабьем бунте», грозили властями. Но Мария оказалась не из робких.

«Что ж вы, господа хорошие, честного труда боитесь?» – говорила она на городской ярмарке. – «Мы ведь не милостыню просим, а своими руками хлеб зарабатываем. По какому такому закону женщине запрещено своим трудом распоряжаться?»

Расцвет артельного дела

К 1850 году артель Пономарёвой объединяла уже более ста мастериц. Их кружева славились особой красотой и качеством. Появились постоянные заказчики в Москве и Петербурге. Мария организовала при артели школу для девочек, где учили не только плетению, но и грамоте, счету, основам торгового дела.

«Красота в каждом стежке должна быть,» – учила она молодых кружевниц. – «А ещё важнее – достоинство в труде. Мы не просто кружево плетём – мы новую жизнь для женщин создаём.»

Тяжба за справедливость

В 1855 году купцы подали на артель в суд, обвиняя в подрыве торговых устоев. Начались долгие судебные тяжбы. Мария сама ездила в Петербург, добилась приёма у высоких чиновников.

«Вот наши кружева,» – показывала она образцы работ. – «Вот наши книги учёта. Мы честным трудом живём, подати платим, девочек учим ремеслу. Какой же тут подрыв устоев?»

Победа артельного духа

Справедливость восторжествовала. Артель не только отстояла своё право на существование, но и получила официальное признание. Опыт Марии Пономарёвой начали перенимать в других губерниях.

«Артельный труд – он как кружевной узор,» – говорила она. – «Каждая нить важна, каждый стежок на своём месте должен быть. Тогда и красота получается, и польза людям.»

Наследие народной предводительницы

До последних дней жизни Мария Пономарёва заботилась о своём детище. Она составила подробные записи об организации артельного дела, чтобы её опыт мог послужить другим.

«Женщина в труде силу находит,» – писала она. – «Когда вместе работаем, не просто кружево плетём – судьбу свою в собственные руки берём.»

Память народная

После смерти Марии Пономарёвой в 1864 году созданная ею артель продолжала работать. Её пример вдохновил создание женских артелей по всей России. А вологодское кружево стало не просто промыслом, а символом женской самостоятельности и творческой свободы.